|

Что такое 100 дней?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки:

Так что такое 100 дней, кто это придумал? А, американцы… Можно ли за такое короткое время овладеть ситуацией по всем направлениям государственной и международной деятельности.

Конечно, ведь С. Жээнбеков был премьер-министром и должен был все знать. Но это не факт. Во времена Советского Союза с руководителей и материально-ответственных лиц только после трех месяцев нахождения в должности можно было спрашивать за работу, то есть за то, что было сделано после этого срока.

С. Жээнбекову сейчас очень тяжело, он ещё не может доверять команде, доставшейся ему от предыдущего президента, премьер-министру и его правительству, спецслужбе и т.д. У русских говорят: «Для того чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». А для того, чтобы узнать какой он руководитель и специалист, нужно не один пуд соли съесть.

Теперь возникает вопрос, так можно ли через 100 дней чего-то спрашивать с вновь избранного президента. Только сейчас у него вырабатывается генеральная линия, стратегия. Он присмотрелся к людям, а теперь будем смотреть на то, как он будет выполнять данные обещания в своих предвыборных заявлениях.

Конечно, в Кыргызстане необходимо учитывать менталитет, а так же родственников, которые не задумываются об авторитете главы государства и которые подвели А. Акаева, К. Бакиева, попортили нервы Р. Отунбаевой. Прошли стороной проблемы с родственниками пока только А. Атамбаева.

Международная деятельность

С. Жээнбековым проделана определенная работа по выстраиванию дипломатических отношений с соседними приграничными государствами. Сейчас к нему обращено внимание не только руководителей Центрально-Азиатских государств, но и США, Турции, Китая.

Первый визит в качестве главы государства С. Жээнбеков совершил в Россию, что также не может не радовать кыргызстанцев. Он провел переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным и был радушно встречен премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в его загородной резиденции. Российская Федерация остается для Кыргызстана основным стратегическим партнером и союзником.

Далее президент Кыргызстана направился в Минск на саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Избежать встречи с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым он не мог. Все еще оставалась нерешенной проблема на кыргызско-казахской границе. И от С. Жээнбекова как лидера и первого лица ждали конкретных шагов по урегулированию конфликта. После полуторамесячной блокады граница заработала в прежнем режиме. О Кыргызстане и Казахстане вновь заговорили как о братских странах.

Первый официальный визит С. Жээнбеков совершил в Узбекистан. За последние десять лет накопилось много вопросов между двумя странами. Сейчас появилась твердая политическая воля решать проблемы на взаимовыгодной основе, с учетом взаимных интересов. Речь идет о том, чтобы задействовать те направления, которые еще не применяются. Потенциал двустороннего сотрудничества стран высокий.

В феврале С. Жээнбеков полетел в Душанбе — опять же, по инициативе приглашающей стороны. Главной темой переговоров стала делимитация границы. Конкретных решений пока не принято, но рабочие группы активно проводят переговоры. На кыргызско-таджикской границе более 70 несогласованных участков. В 2015 году по инициативе Таджикистана делимитацию госграницы приостановили. У сторон возникли разногласия.

Вполне возможно, что для С. Жээнбекова на первом этапе президентства важно сохранить политическое реноме политика, независимого от чрезмерного влияния любых внешних игроков.

Борьба с коррупцией

О борьбе с коррупцией говорили все президенты. С. Жээнбеков сделал первый шаг. На Совете безопасности С. Жээнбеков раскритиковал деятельность органов безопасности, отметив, что за последние два года было возбуждено две тысячи уголовных дел. Из них только 29 процентов довели до суда. А суд, в свою очередь, почти половину обвиняемых следователями ГКНБ КР оправдал.

Однако Д.О. Чоткораев освобожден от занимаемой должности, а может сам написал рапорт об освобождении от занимаемой должности. Но от этого суть не изменилась. Возможно это первые шаги в искоренении коррупции в Кыргызстане?

Развитие регионов

С. Жээнбеков пытается не допустить наложения новых конфликтных узлов на уже существующие, так как это будет означать снижение уровня стабильности в республике, так и дальнейшее ослабление функциональных задач государственных органов. При этом в Кыргызстане отсутствует программа развития в социально-экономической сфере.

10 января на встрече с жителями Джумгальского района Нарынской области, С. Жээнбеков объявил 2018-й «Годом развития регионов». Он отметил, что не должен допускаться дисбаланс в развитии регионов, бюджетные и инвестиционные средства должны распределяться планово согласно их потребностям. Он так же напомнил, что в Кыргызстане были разработаны и приняты Концепция развития регионов, Программа обеспечения населения питьевой водой и Программа улучшения ирригации в стране.

Конечно, если кто-то думает, что семья Жээнбековых тесно связана хорошими отношениями с арабскими странами, с Саудовской Аравией, в частности, и они окажут финансовую поддержку Кыргызстану, то они очень глубоко ошибаются. Арабские монархии в финансовом плане активны только в одном направлении: в распространении своего религиозного и политического влияния. На строительство мечетей они деньги дают, и будут давать, а в реальную экономику — не давали, не дают, и не будут давать.

С. Жээнбекову придется изыскивать внутренние финансовые резервы, привлекать инвестиции или опять брать в долг кредиты на создание рабочих мест, условий для поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, поддержку экспортного потенциала, направленных на экономическое развитие регионов.

Отношения с ЕАЭС

В кыргызском обществе и в правящей элите существуют разные точки зрения относительно ЕАЭС. В весьма значительной части общества востребована более широкая, нежели только экономическая интеграция, в этой востребованности у многих присутствует сильный элемент постсоветской ностальгии.

А в кыргызской правящей элите участие в ЕАЭС — это эксплуатация политических интересов России с тем, чтобы существовать на иждивении российского бюджета, не неся за это никакой ответственности. С. Жээнбеков пока выдерживает политическую паузу, хотя ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции.

Но, даже не смотря на это, Санжар Уметалиев был освобожден от занимаемой должности представителя Кыргызской Республики в ЕАЭС из-за оплошности с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС. Это тоже показатель отношения руководства Кыргызстана к этой организации.

Заключение

Думаю, что нельзя спрашивать с президента о выполнении всех его обещаний в ходе предвыборной кампании за эти 100 дней. Он избирается на 6 лет и его ближайшие действия на посту президента могут выглядеть примерно следующим образом: замена премьер-министра, состава правительства (или, как минимум, ключевых министров), замена руководства силовых структур — председателя ГКНБ, министра МВД, генерального прокурора, мэра Бишкека и полномочных представителей президента (губернаторов) в областях. И далее — по всем вертикалям.

Закончив с внутриполитическим аспектом в своей деятельности, он перейдет к экономическому вопросу. Только вот денег в бюджете нет, а ставку на кого он будет делать? На США, Турцию, Саудовскую Аравию, Китай или Россию? История показывает истинных друзей Кыргызстана, которые в трудную минуту всегда приходили на помощь стране, не требуя в замен больших преференций.

Поэтому не советую пока ни кому делать поспешных выводов, чтобы потом стыдно не было. 100 дней – это не срок. Время покажет, как С. Жээнбекову удастся выполнить свои предвыборные обещания, и как будет развиваться Кыргызстан.

В. Синько

Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123