|

Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи «Азатлык»: закат молодежного татарского национализма?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Метки: , , ,

«Идейный внук Фаузии Байрамовой» [1] Наиль Набиуллин, возглавлявший последние четыре года Союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»), 11 октября 2011 г. заявил о своей добровольной отставке и уходе с поста лидера одной из самых активных националистических организаций татарской молодежи последних лет. Формальной причиной ухода Набиуллина, о чем заявил его «правая рука» по организации Рафик Каримуллин (род. в 1987 г.), отныне исполняющий обязанности председателя «Азатлыка», была личная усталость от полного равнодушия со стороны как татарской молодежи, собирающейся на заседания дискуссионного «азатлыковского» клуба «Фикер» («Мысль») и самим фактом посещения демонстрирующей как бы симпатию идеям татарского национализма, так и абсолютная пассивность самих «азатлыковцев», нежелающих элементарно придти на многочисленные пикеты и митинги, организуемые Наилем Набиуллиным. Эксперты, которые наблюдают все уличные мероприятия младотатар, уже давно заметили именно малочисленность участников акций протеста, организуемых молодыми татарскими националистами. Неоднократно бывали случаи, когда на очередное уличное мероприятие «азатлыковцев» придти и постоять с плакатами не хватает просто людей.
Впрочем, в русском молодежном национальном движении Казани, внимательно наблюдающем за мероприятиями своих идейных конкурентов, данный шаг Набиуллина посчитали элементарным шантажом своих же единомышленников. Целью Набиуллина, уверены молодые русские националисты, является всего лишь получение права быть беспрекословным лидером, чье мнение должно разделяться всеми членами организации. Поскольку Наиль Набиуллин был мозгом «азатлыковцев» и однозначно харизматиком, без него «Азатлык» придет в упадок. И тогда его рядовые члены опять позовут Набиуллина возглавить организацию. Тот, конечно же, согласится после многочисленных уговоров, но потребует себе фюрерские полномочия.
Об авторитарном характере лидера молодых татарских национал-сепаратистов неоднократно говорили люди, его хорошо знавшие. К примеру, ряд бывших участников заседаний клуба «Фикер», неразделявших радикальные убеждения Набиуллина, ушли в созданный новым муфтием Ильдусом Фаизовым молодежный клуб «Алтын Урта» («Золотая середина»), функционирующий при Духовном управлении мусульман Татарстана и возглавляемый Айнуром Султановым, заведующим Отделом по работе с молодежью татарстанского муфтията. Сам Айнур Султанов говорит, что для Наиля Набиуллина характерно совершенное нежелание слушать и слышать мнения других. Похоже, что для теперь уже экс-лидера «Азатлыка» были характерны диктаторские замашки.
Однако четыре года деятельности Наиля Набиуллина (род. в 1989 г.) в татарском молодежном национальном движении (туда он пришел в 18-летнем возрасте, принимая первый раз участие в Дне памяти 15 октября 2007 г. [2]) позволяют внимательно посмотреть и на эту личность, и на само молодежное направление татарского национализма в начале ХХI в.
В отличие от Всемирного форума татарской молодежи, официальной организации, находящейся под патронажем Казанского Кремля, а потому контролируемой и согласовывающей свои действия с местными чиновниками, Набиуллин прочно возглавил именно внесистемное татарское молодежное национальное движение, что только нашло поддержку у старших товарищей из Татарского общественного центра (ТОЦ) и партии «Иттифак». Рафис Кашапов, председатель наиболее радикального набережночелнинского отделения ТОЦ, поспешил набиуллинцев тут же назвать «патриотами татарского народа». Тот факт, что Наиль Набиуллин, его «правая рука» Рафик Каримуллин и другие члены «Азатлыка» не так давно вступили в партию национальной независимости «Иттифак» и получили из рук самого ее лидера Фаузии Байрамовой, условно осужденной за разжигание ненависти по национальному признаку, корочки партийных билетов, говорит о том, что старшее поколение татарских национал-сепаратистов готовит себе «достойную» смену: как никак Байрамовой уже 61 год, а тому же Набиуллину сейчас 22 года, вот и нужно давать дорогу молодым. Нельзя исключать, что в ближайшие 10 лет именно Наиль Набиуллин станет лидером партии «Иттифак». Добавим, что Байрамова сделала вождя «азатлыковцев» членом Милли Меджлиса – организации, объединяющей российских и зарубежных татарских национал-сепаратистов.
Стать лидером не только «Азатлыка», но и внесистемного татарского молодежного движения Набиуллину удалось из-за своей бурной активности, энтузиазма и альтруизма. Начав ходить на заседания татарского молодежного клуба «Шарык» («Восток»), Наиль увидел, что данная форма самоорганизации татарской молодежи больше напоминает развлекательное собрание, капустник, место посиделок. Ему же хотелось серьезной политической дискуссии. Поэтому, договорившись с руководством «Шарыка», он с 2008 г. организовал и регулярно стал проводить заседания дискуссионного клуба «Фикер», ставшей своеобразной кузницей молодых татарских националистов. Чтобы не получалось так, что разные татарские клубы собирались в один и тот же день, между ними существует негласная договоренность о времени собраний каждого («Фикер» собирается по вторникам, «Алтын Урта» — по средам, «Шарык» — по четвергам, существовавший при Всемирном форуме татарской молодежи, но в последнее время практически не собирающийся клуб «Жомга» («Пятница») – по пятницам). На заседания «Фикера» приглашались местные политики, ученые, деятели культуры, духовенство и т.д. Собрания проходили весьма оживленно и дискуссионно. К слову сказать, столь большое разнообразие дискуссионных клубов в татарском молодежном национальном движении резко контрастирует с ситуацией в этом отношении в русском национальном движении: на сегодня функционирует лишь дискуссионный кино-клуб Общества русской культуры Республики Татарстан (руководитель — Алексей Топоров), деятельность которого сводится к просмотру и последующему обсуждению какого-нибудь кинофильма.
После создания дискуссионной площадки Набиуллин стал организатором практически ежемесячных уличных акций протеста татарских националистов. Экспертам, анализирующим национальные и религиозные процессы в современном Татарстане, приходилось не раз самим наблюдать, как и в реально лютый мороз, и в противный дождь «азатлыковцы» проводят очередной пикет или флешмоб, причем по разным поводам, но так или иначе касающихся татарского национального движения: в защиту татарских школ, против сноса памятников татарской архитектуры, в память о депортации крымских татар, по случаю референдума 1992 г. [3], в защиту прав тюркских народов России (возле генконсульства Турции в Казани) и др. Ряд мероприятий «азатлыковцев», естественно, шокируют своей антироссийской направленностью («Вечер памяти Джохара Дудаева», пикет-митинг с лозунгами «Чемодан! Вокзал! Россия!», «Не нравится Татарстан, уезжайте в Дагестан!», «Татарстан — это не Россия!», пикет в поддержку журналистки государственного республиканского телеканала «Татарстан — Новый Век» Эльмиры Исрафиловой, назвавшей публично русских Татарстана «оккупантами» и др.).
Сам Набиуллин стремился к расширению как состава членов организации (среди посещающих клуб «Фикер» много студентов Казанского федерального университета и Казанского энергетического университета), так и регионального представительства. В Набережных Челнах с 2011 г. работает Камское отделение «Азатлыка» (председатель – Ильмир Салихов), планируется открыть отделение в Уфе и Нижневартовске. К слову сказать, лидер азатлыковцев стремится к сотрудничеству с башкирскими националистами из организации «Кук буре» («Небесный волк») и с турецкими «Серыми волками» («Бозкуртлар») — молодежным крылом турецкой Партии национального действия.
Несмотря на свой протестный антироссийский потенциал, Наиль Набиуллин не стремился, в отличие от башкирских националистов, к объединению с радикал-исламистами. Здесь стоит отметить, что вождь «азатлыковцев» — убежденный сторонник традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. «Как я могу уважать ваххабитов, если они против татарской культуры и татарского языка?! Против Сабантуев, против зиярата в Булгар?! Многие из салафитов усиленно учат арабский язык, но при этом плюют на свой национальный татарский, учить его не хотят! Преклоняясь перед иностранным арабским языком, они отказываются от языка матери!», — сокрушался в одном из своих интервью лидер «Азатлыка». В отличие от старшего поколения татарских национал-сепаратистов, которые идут на сотрудничество с радикал-исламистами, Наиль Набиуллин старается держаться от них подальше, предпочитая порою даже больше тенгрианское язычество [4], чем саудовскую версию ислама. Посещать тенгрианский летний лагерь «Тан батыр» Рамая Юлдашева и слушать песни Ильсии Бадретдиновой, в творчестве которой полным-полно тенгрианских мотивов подчеркнуто национально ориентированного содержания (самой популярной среди татарских националистов является ее песня «Мы», в которой очень много поется о «татарской крови»), по мнению Набиуллина, лучше, чем слушать лекции арабских проповедников в «частных» мечетях Казани, на которые собирается много татарской молодежи.
В настоящий момент Наиль Набиуллин пишет книгу «Азатлык XXI века» — своеобразную библию младотатарского национального движения, в которой планирует изложить идеологию национализма современной татарской молодежи. Сейчас вождь «азатлыковцев», по его словам, берет себе творческий отпуск: ходит с девушками в театры, планирует участвовать в работе татарского развлекательного клуба «Шарык» и дискуссионного клуба, который собираются открыть при Татарском театре им. Г.Камала (многие камаловские актеры сами посещали «азатлыковский» клуб «Фикер» и пожелали создать нечто подобное при своем театре). В планах Наиля Набиуллина поступление в аспирантуру к одному из идеологов татарского национализма Рафаэлю Хакимову, ныне директору Института истории Академии наук Татарстана, и написание диссертации «Татарское национальное молодежное движение в конце ХХ — начале XXI вв.». Поскольку в «Азатлыке» до сих пор не проводили праймериза по выбору председателя (раиса), пока и.о. лидера является Рафик Каримуллин, однако объективно уступающий Набиуллину и в личной харизме, и в организационных способностях. Скорее всего, если «азатлыковцы» не смогут без своего вождя поддерживать деятельность организации на том же уровне, что было и при Набиуллине (это, как минимум, ежемесячная уличная акция протеста, еженедельное заседание клуба «Фикер» и др.), то Наиль заявил, что вернется к руководству организации. В задачу Набиуллина также входит создание боевого крыла «Азатлыка», т.е. иметь несколько ребят спортивного телосложения для охраны митингов и пикетов, как он сам говорит, «от возможных провокаторов». Однако сегодня Союз татарской молодежи «Азатлык» переживает большую текучесть активистов. Временный лидер Рафик Каримуллин явно не может сгруппировать организацию. Многих перенимают другие организации, в частности, Союз мусульманской молодежи, которые лояльны российскому государству и не разделяют сепаратистских убеждений «азатлыковцев».
Эти игры «хочу – не хочу быть лидером» Наиля Набиуллина со стороны могут показаться каким-то детским садом и свидетельством малодушия. Но здесь стоит понимать следующее: быть участником национального движения, тем более одним из его лидеров, это значит быть готовым отдать свою личную жизнь ради этого, не иметь постоянной работы, постоянного заработка, крыши над головой, наконец, семьи. Если уж выбрал путь национал-революционера, то будь готов к последствиям, либо «забей» на татарское национальное движение и иди на работу к тем, кого сам называешь «колониальной администрацией» (так Набиуллин называет правительство Татарстана). Тем более примеров последнего имеется достаточно: так, один из лидеров «Милли Меджлиса» Талгат Абдуллин сегодня возглавляет республиканский Госжилфонд, вовремя поняв, что татарское национальное движение не прокормит, а вот мягкое и теплое кресло чиновника — это залог благополучия себя и своей семьи.
Старшее поколение татарских националистов понимает, что им нужна достойная смена: именно поэтому они выступают активно за возвращение Набиуллина к руководству организацией. Понимают это и конкуренты — те, кто работает в системном молодежном татарском национальном движении (Всемирный форум татарской молодежи и др.). Последние будут не против, если он уйдет вообще с общественно-политического поля Татарстана: на его фоне «системные» националисты выглядят, мягко говоря, серовато. Тем более что «азатлыковцы» весьма политически гибки: кто бы мог еще полгода назад подумать, что на предстоящих выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. татарские «волки» (вслед за турецкими националистами символом современного татарского национализма стал древнетюркский тотем – волк; на флагах, символике и даже жестах татарские националисты изображают это животное) поддержат партию «Яблоко», в 1990-е гг. явно не поддерживавшей центробежные инициативы руководства Татарстана. Известны случаи, когда Наиль Набиуллин поддерживал и левую оппозицию (КПРФ и другие прокоммунистические организации). Несмотря на малочисленность организации (это не более 40 чел., а постоянных активистов на порядок меньше), Союз татарской молодежи «Азатлык» стремится к уличным протестным акциям, в отличие от множества «героев национально-освободительного фронта», предпочитающих вести борьбу «за интересы татарского народа» только в Интернете. В итоге уход Наиля Набиуллина от формального руководства Союзом татарской молодежи «Азатлык» ознаменовал собой кризис в среде татарского национал-сепаратизма, особенно его молодежного крыла. Внесистемное молодежное татарское национальное движение, олицетворением которого последние несколько лет был Наиль Набиуллин, похоже, может окончательно пережить закат своей истории.

Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований российского института стратегических исследований.

Примечания:
1. Байрамова Фаузия Аухадиевна (род. в 1950 г.) – один из лидеров наиболее радикальной части татарского национального движения, лидер партии национальной независимости «Иттифак», председатель «Милли Меджлиса» — организации, объединяющей российских и зарубежных татарских национал-сепаратистов. Имя Фаузии Байрамовой с эпохи «парада суверенитетов» 1990-х гг. навсегда стало олицетворением татарского сепаратизма и радикального национализма. В одной из последних своих публикаций (статья «Мы – татары, а не русские!») Байрамова призвала татар навсегда отмежеваться от русской культуры.
2. Днем памяти в общественно-политической жизни постсоветского Татарстана принято называть день взятия Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 г. (по новому стилю 15 октября). Ежегодно 15 октября татарские националисты в Казани проводят митинг, посвященной этой дате, после которого организуют шествие по городу с флагами и выкрикиванием речёвки «Азатлык» («Свобода»), завершая его в Казанском Кремле, где совершают молитву в память о павших защитниках Казани.
3. 21 марта 1992 г. в Татарстане прошел референдум о статусе республики. Вынесенный на голосование весьма запутанный по содержанию вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» получил чуть более 60% голосов принявших в нем участие, однако постановлением Конституционного суда Российской Федерации сама постановка вопроса была признана не соответствующей действовавшей тогда Конституции РСФСР. Именно результаты голосования позволяли впоследствии властям Татарстана спекулировать на самом факте референдуме, выторговывая дополнительные преференции для себя у федерального центра. В настоящее время в современном Татарстане мало кто из его руководителей вспоминает о событиях начала 1990-х гг.
4. Тенгрианство – комплекс языческих религиозных верований древних тюрков, в котором главное место отводится культу Тенгри – богу неба. В настоящее время в Татарстане имеют место быть поклонники тенгрианства, преимущественно из числа татарской интеллигенции (Наркас Мулладжанов, Рафаэль Безертинов, Рамай Юлдашев и др.), которые считают тюркское язычество национальной религией татар, в отличие от «семитского» ислама. Современные тенгрианцы каждое лето организуют летний лагерь «Тан батыр» («Богатырь зари») на природе, проводят спортивные мероприятия (стреляют из луков, метают копья и др.), слушают песни татарской певицы Ильсии Бадретдиновой, в творчестве которой много тенгрианских мотивов.

7 комментариев for “Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи «Азатлык»: закат молодежного татарского национализма?”

  1. Фагим Валиев:

    Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву!

    Уважаемый Нурсултан Абишевич!
    Скоро исполнится 20 лет нашей Независимости и 25 лет со дня восстания казахской молодежи в декабре 1986 года. В эти святые для нашей истории праздники мы все воздаем должное борцам за нашу Независимость. Одним из них является поэт и культуролог Арон Нутушев (Атабек). За участие в сопротивлении сносу домов микрорайона Шанырак в июле 2006 года он и другие граждане были осуждены на длительные сроки заключения.
    Не разделяя его политических взглядов и не оправдывая действий шаныраковцев, приведших к гибели офицера полиции, мы обращаемся к Вам, Нурсултан Абишевич, помиловать Арона Атабека как известного тюрколога и талантливого поэта, пламенного патриота, боровшегося за Независимость Казахстана еще во времена СССР.
    Зная Ваш гуманизм, выражая глубокую надежду на Ваше милосердие и сострадание, мы просим Вас, Нурсултан Абишевич, помиловать А.Атабека и до окончательного решения, смягчить условия его заключения. Сейчас А.Атабек уже отсидел долгих пять лет, подорвал здоровье и серьёзно болен, изолирован от общения в тяжелых условиях одиночной камеры, не имеет элементарных условий для лечения, самообразования и творчества.
    Писатели и поэты: Абдижамил Нурпеисов, Сапабек Асип, Мурат Ауэзов, Герольд Бельгер, Роллан Сейсенбаев, Темирхан Медетбеков и Мухтар Шаханов, космонавт Тохтар Аубакиров, ученые: Нурлан Амрекулов, Жумажан Байжумин, Ораз Жандосов, Кайрат Закирьянов, Есенгазы Куандыков, Мухтар Тайжан, политики: Серикболсын Абдильдин, Газиз Алдамжаров, Болат Абилов, Тулеген Жукеев, Мэлс Елеусизов, Балташ Турсумбаев, Жармахан Туякбай, Гани Касымов, Владимир Козлов, Серикжан Мамбеталин, артист Асанали Ашимов, режиссер Болат Атабаев, диссидент
    Хасен Кожахмет, академики Кабдеш Жумадил, Оразалы Сабден, предприниматель Жаугашты Набиев, журналисты: Ермурат Бапи, Абдрашит Бакир, Рысбек Сарсенбай, Гульжан Ергалиева, Габбас Кабышулы, Ербол Курманбаев, Сейдахмет Куттыкадам, Розлана Таукина, Марат Уаткан, ученые-тюркологи Рафаэль Безертинов (Татарстан), Николай Абаев (Республика Тыва), шапрашты-бий Асылхан (Артыкбаев) и Тайжан Досанов, композитор Бактияр Аманжол, экс-атаман казаков Семиречья Геннадий Беляков, лидер РОО «Союз офицеров-воинов запаса РК» Айткали Исенгулов,
    лидер республиканского движения «Улт тагдыры» Дос Кошим, вице-президент всемирного уйгурского Конгресса Кахарман Хожамберды, Рамай Юлдашев (Марий Эл), Рафис Кашапов (Татарстан) и многие другие. http://www.tatar-gazeta.ru/

  2. Фагим Валиев:

    Обращение из Марий Эл

    Сообщается, что «противостояние защитников и противников татарского языка переходит на новую фазу», «идут обыски и возбуждаются уголовные дела по ст. 282 УК РФ против известных в Татарстане политиков, стоящих у истоков возрождения татарского национального движения и становления суверенитета Татарстана Рафиса Кашапова и Зиннура Аглиуллина, уволена журналистка телеканала ТНВ Эльмира Исрафилова, высказавшаяся в защиту своего родного языка». Вас не удивляет сам элемент татарофобии — выступать против изучения татарского языка, уму не постижимо явление выходить на пикеты с требованием против преподавания родного языка и при этом ставить под удар русский язык, что из-за изучения татарского языка страдает качество изучения русского языка. Кому выгодны такие демарши — русским нет и татарам тоже, так кто же манипулирует общественным сознанием и с какой целью? Кому выгодно такое противостояние понять не сложно.Оно идет из глубин тысячелетий и современные события есть продолжение глобальной политики древних жрецов-знахарей по управлению, захвате и контролю планеты Земля. По принципу Единства борьбы противоположности иерархи власти создали одного направления две системы по Корану — исламское учение, разделив их на шиитов и суннитов, по Библии христианское учение со многими разновидностями течений, и оба учения воссоздают и разделяют общество на «чернь» и «господ». С помощью этих учений ,где во главе стоит Вера в Бога покоряется древняя традиционная Ведическая культура, где был культ Знания о Боге. Поражением Ведизма закончилось тысячелетнее противостояние: Европа приняв христианство разрешающий ростовщический банковский процент пошла по капиталистическому пути развития и конечный итог наблюдаем сегодня почти неразрешимый системный кризис власти, экономики и нравственности. Знахари, оценив что библейская культура терпит крах, переводят управление на коранические основы, где стоит запрет на ростовщичество и намечают развитие мировой цивилизации по социалистическому пути: для этого проводят Арабское Пробуждение, уничтожают светские режимы Ливии, Египта, Сирии и др. Жречество в свое время не смогло распознать язык событий, фактов и действий знахарей глобализации и были разбиты новой идеологией. В настоящем глобализация завершилась полным захватом мирового пространства и в данный момент одна из господствующих религий из-за ненадобности должна уйти с авансцены. Библейская культура терпит крах и наследники знахарей разыгрывают исламскую карту с его беспроцентной схемой в экономике, позволяющим сформировать относительно устойчивое управление обществом. Инструментом реализации их намерений является религия, технологии, язык. Оружием борьбы являются наркотики, алкоголь, экономика и горячие войны — Афганистан, Кавказ, Ливия, Египет, Палестина. Широкомасштабное наступление против всего татарского,марийского, удмуртского башкирского языка, религии, традиции, обычаев — есть продолжение глобальной политики, проводимого многие тысячелетия по управлению мировым пространством. Совет старейшин Республики Марий Эл- Он Кангаш обращается к народам России, Татарстана, Башкортостана, Марий Эл будьте благоразумны, остановитесь — это противостояние может привести к большой беде на Поволжье и Урале, где не было никогда на протяжении всей истории межнациональной и религиозной войны и в настоящем требуем прекратить преследование властями и правохранителными структурами и судебной системой Татарстана и России татарских активистов Рафиса Кашапова и Зиннура Аглиуллина.
    Призываем Европейских парламентариев, правительств всех стран, общественных и неправительственных организаций не допустить на Российских просторах нового витка напряженности между религиями и народами, чреватыми серьезными глобальными последствиями для всех народов мира.
    Председатель Совета Старейшин Он Канаш Республики Марий Эл
    В.Д- Танаков.

    Уважаемые Совет старейшин Республики Марий Эл! Ваше обращение сегодня было прочитано на общегородском собрании ТОЦ. Мы выражаем благодарность за слова в поддержку нас татар и всех народов Поволжья и Урала. Но относительно священной книги Коръана, для всех нас мусульман мира (численность — 1.8 млрд), вы возможно написали не зная основ Ислама. За вашу и нашу свободу! Аллаху акбар!
    Пресс-служба НЧО ТОЦ Фагим Валиев.
    http://tatar-centr.blogspot.com/2011/11/blog-post_3794.html

  3. Берлек:

    Трогательная идиллия вместе на фото! Яна Амелина крещена татарка журналист! Сравните, этнический башкир «иштяк» Рафис Кашапов косит под Татарина. Убогий и полуслепой, ростом метр с кепкой мошенник, экстремист. В армии не служил, образование и трудовой книжки не имеет. Связан с органами, находится, под ручным управлением. Разыгрывает патриотическую карту и вымогает деньги у Татар. Держится, за хлебное мест, 20 лет злостный тунеядец! Собирает старух на своей квартире и морочит им голову. Вдумайтесь Татары, если вы будете собирать сборища на своей квартире, то за вами скоро придут!!! Органы позволяют ему! Яна Амелина и её муж Раис Сулейманов грамотные связаны с Москвой сотрудники… Рафис Кашапов не легитимный председатель ТОЦ, его ни кто не избирал. Он, самозванец и шкурник, сеет межнациональную рознь и вредит Татарстану!!!Рафис Кашапов «ШАЙТАН!!!

  4. Берлек:

    Кашаповы Рафис и Нафис Экстремисты, «негодяи» братья близнецы! НА Руси, не годных к службе звали, «негодяй»! Приехали из деревни на границе с Башкирией. Ростом оба метр с шапкой полуслепые убогие в рваных носках без денег в конце перестройки. Маленькая собачка всегда «щенок»! Русская поговорка! С единственной целью разбогатеть. Первые две судимости из четырех получил за кражи шушарили! Первую судимость Кашаповы получили в деревне при советах, где жили! Украли, два барана из колхоза освежевали, шкуры повесили на забор сушиться! И стали жарить шашлыки! Аромат жареного мяса привлек внимание участкового! Проникнув во двор, увидел мангал, дымящийся с шампурами и таз с мясом! Засек Кашаповых уплетающих поспешно шашлыки, только уши шевелились!
    Спросил, что за сабан туй и где приобрели мясо? Начали юлить хитрить! Тогда пройдя на задний двор увидел две шкуры на заборе! Это были две улики. Тогда Кашаповы раскололись под давлением улик! Подвела жадность. Видимо шкуры оставили для пошива шубы! Кто не верит подтвердят деревенские жители и участковый! Был суд и уголовное дело. Вторую судимость получили в Челнах за кражу! Остальные две за экстремизм журили, попугали немножко и все! Устроились работать сторожами в ресторан, так как профессии и ни какого образования, даже училища не имели! Однажды, ночью к ресторану подкатил кавказец с фурой груженый паленой водкой, для продажи!
    Кашаповы видимо решили этот шанс не упускать! Заманив уставшего кавказца в ловушку. Есть версии и слухи, предположительно, что замочили южанина! Водку паленую ящиками быстренько растолкали по торговым ларькам, работавших круглосуточно в девяностых годах! Так появился грязный первоначальный стартовый капитал, в лихие времена по Марксу! В перестроечные времена. В нескольких квартирах при Горбачеве в «перестройке». Открыли видео салоны по показу порнографических развратных фильмов, где их жены были кассирами! Тогда сволочи развратники Кашаповы с рослыми женами не заикались что мусульмане! Им нужны были деньги, любым путем, даже с помощью показа разврата! Молодых юношей и девочек Татар и Русских приучали к разврату распутству в Челнах!!! Которые ночью после 12 часов выполняли функции «интим салонов»! Где сутенерами были братья Кашаповы!!! Бордели посещали по блату даже тогдашняя милиция! Только за это их надо было судить. Органы и мэрия бездействовали. Затем подвернулся его величество случай снова. Фаузия Байрамова патриотка баллотировалась в депутаты Татарстана. Не мешкая, братья Кашаповы явились в администрацию Челнов и напросились агитировать против Фаузии Байрамовой в депутаты Татарстана. Им эта гнусная подлость понравилось. Быстренько дали несколько автобусов и деньги. Подкормив голодных татарок, продажных не грамотных, без работных. Дали немного денег посадили на автобусы и поехали по деревням агитировать против Фаузии Байрамовой. Подтвердят многочисленные горожане и сама Фаузия Байрамова. Усердие и гнусная подлость и поскудство братьев Кашаповых было замечено и оценено! Попали в милость к мэрии! Им дали лицензию на открытие водочного магазина «Прометей». И стали торговать «мусульмане» паленой водкой круглосуточно поставляемой с Кавказа. Это стало возможным, во времена дикого капитализма и беспредела. Контроля, со стороны администрации не было ни какого, за качеством алкоголя. И стали отравлять татар русских и другие народы контрафактной водкой! Таким образом, многие попали в морг, получили цирроз печени, язвы! На почве пьянства паленой водкой, татары и русские попали в тюрьмы, распались семьи, остались сироты без кормильцев. Братья Кашаповы были информаторами в органах, чтобы не лишиться поддержки властей! Плотно сотрудничали с тогдашней продажной мало оплачиваемой милицией «сами хвастались». Дескать, нагнули с их помощью, здавали конкурентов Русских и Тата! Прикидываясь милиции татарами, хотя сами этнические башкиры! Органам по-тихому «стучали» на русскоязычных и татар! Администрации выгодно было спаивать безработных, что бы ни было беспорядков и бунтов против мэрии. Давали и автобусы для вывоза безработных в Казань, чтобы не болтались в городе! Пьяный безработный не опасный для власти. Приближались выборы президента Татарстана. Кашаповы тут как тут! С молчаливого одобрения администрации. Братьям Кашаповым дал деньги бывший депутат государственной думы «чувашо-булгар» 5 миллионов рублей. Попавший за решетку в дальнейшем! Стали агитировать и вбрасывать листовки в почтовые ящики с татарками продажными! Против переизбрания, президентом Татарстана М.Шаймиева! Эти деньги шкурники и негодяи Кашаповы отработали добросовестно и отчитались «заказчику» и в мэрии! Который сам лелеял мечту стать президентом Татарстана! В последствии, Азгат Сафаров генерал лейтенант предотвратил захват власти мэром в Татарстане! До этого братья Кашаповы не принимали участия на стороне суверенитета Татарстана. ТОЦ основал в Челнах Гаяз Маликов, кандидат физико-математических наук. После объявления суверенитета и референдума о независимости Татарстана, как субъекта международного права, он устранился. Так как считал, ТОЦ свою задачу выполнил и не должен более заниматься политикой, которая в дальнейшем будит вредной для Татарстана! Заниматься нужно культурой и музыкой и образованием. Оказался прав! В ТОЦ пришли руководить малограмотные случайные люди за деньгами! Этот шанс, для обогащения Кашаповы решили не упускать! Эксплуатируя татарскую патриотическую, без проигрышную риторику, как Жириновский. С одобрения администрации братья Кашаповы решили занять хлебное место. Для этого, подпоив молодых парней водкой, ворвались и захватили помещение ТОЦ в 17 комплексе. Затем мошенники затеяли авантюру новую. Попросили у администрации землю в центре города по улице Мира под автостоянку. Обосновали якобы для поддержания ТОЦ, и оплаты коммунальных услуг помещения. Выделенных, еще директором КамАЗа, Бехом председателю ТОЦ Гаязу Маликову. Место под автостоянку дали три гектара по улице Мира в центре в 31 комплексе. Остановка мед городок. В нарушении генерального плана архитектуры города! Стоянку открыли и стали делать деньги из воздуха, и обогащаться! Фактически автостоянку присвоили, стали единоличными хозяевами. Налоги конечно не платили! Попутно Нафис Кашапов стал баллотироваться в депутаты, чтобы получить неприкосновенность! Но с треском провалился! Народ понял мошенников Кашаповых кто они такие! Этого им показалось мало. Вседозволенность коррупция со стороны властей позволяла заняться рекитом. Подпоив молодую шпану водкой поехали на автобусах в Мензелинск на ликероводочный завод. Вломились, к директору завода, и стали угрожая расправой требовать отгрузить несколько машин с водкой в Челны для реализации. Им это удалось, в Мензелинске знают, подтвердят. Вскоре мэра сняли и Кашаповы лишились поддержки. Мэром Челнов стал Хамадиев. Зная проделки мошенников Кашаповых, он попросил освободить помещениеТОЦ и вернуть городу! Так как там болтались подозрительные личности. Тогда Кашаповы «шайтаны», прикинулись мусульманами, чтобы сохранить помещение ТОЦ и денежные потоки спонсоров. Объявили помещение восьми комнатной квартиры на первом этаже в 17 комплексе (мечетью). Раструбили на весь город. Наши Татары доверчивые и добрые мечети в городе только строились. Понесли деньги, новые ковры, которыми застелили все полы и стены. Остальные ковры, которые не вошли, упакованные поставили в кладовую. Подарили даже часы с полумесяцами, с которыми Рафис Кашапов поместил фотографии на много численных сайтах! Фотографию свою поместил даже на сайте со знаменем КПРФ! Ни чем не брезгуют! Хамадиев помещение ТОЦ отдали под квартиры бездомным! После этого братья Кашаповы с шестерками вывезли две грузовые машины ковров и имущества в неизвестном направлении. Сделали деньги, по любому. Братья Кашаповы патологически жадные на деньги. Ради денег готовые на любую подлость! Они деньги делают даже на выборных компаниях! Так Р.Кашапов регулярно обзванивает кандидатов в депутаты. Предлагает за деньги, якобы, поддержать на выборах кандидата суммой от пятидесяти до ста тысяч рублей. Что интересно не брезгуют и Русскими кандидатами, ведь деньги не пахнут. И некаторах просто разводят на деньги. Заранее зная, что не бедные кандидаты. Рэкет, устроенный братьями Кашаповыми, в Менделеевске на ликера водочном заводе не забыли! Приехали с ликера водочного завода на квартиру 186 кв. 51 и отпинали Р.Кашапова! По очкам конечно не били. Но охоту отбили на рэкет! После этого, сволочи, сразу написали телегу в милицию. Был, суд засудили Менделеевских! Вскоре землю автостоянки отдали, под строительство супермаркета! Призвали к ответу. Н. Кашапов сдриснул срочно на Украину. Так как братья Кашаповы налоги за автостоянку не платили, длительное время! Им предъявили счёт, тем более оформлена была не законно. Сразу подался в солнечный Крым к Татарам. Явился к Мустафе Джемилеву председателю. Как проделывал не раз в Челнах. Прикидываясь бедным с протянутой рукой. Обливая грязью Татарстан Шаймиева Путина и РФ и Украину! Попросил «квоту» на гражданство США от Татар Крыма Украины как политический диссидент! Зная, что политическим диссидентам в США положена выплата в размере «полторы тысячи» долларов в месяц! Но, Мустафа Джамильев не «купился» зная, что он башкир и мошенник аферист. Вышиб с Крыма и предупредил, чтобы не появлялся, иначе утопят его в море. Таким образом, хотел подставить заодно под удар граждан Украины Татар! Пошел даже на государственную измену РФ! Тогда, он подался в Киев, пробился на прием к Юлии Тимошенко, где он тоже с протянутой рукой и полевал грязью Татарстан Путина и Россию, не помогло. Тогда он в Донецке пришел с протянутой рукой к Ринату Ахметову, как делала, в Челнах. Владельцу шахт и клуба футбольного «шахтер»! Ринат увидел убогого, полу слепого чужака, «иштяко-башкира», мошенника не похожего на Татарина и дал отворот поворот. Сравните, Рината на фото с Кашаповыми и поймете! Или посмотрите на Марата Башарова артиста и на Фидана Гафарова классического не красивого иштяка башкира! Который не сходит со сцены в Татарстане! И болтается с Довлатовой! Тогда он явился снова в Киев в татарский центр «Туган тел» к Хуснутдинову. Стал прибедняться и обливать грязью Татарстан Шаймиева, Путина и РФ. Здесь его снова вышибли. Понял, что афера на Украине не проходит у Нависа Кашапова! Мошенника там вычислили быстро, это не Челны! И стал «Изгоем»! Зная это, Рафис Кашапов стал заигрывать через интернет и газету «Звезда Поволжья» с братьями боксерами Кличко. Чтобы поддержать Нависа «отшельника» от депортации в РФ. Изгой срочно подал прошение в посольство США на гражданство, обливая грязью Татарстан Шаймиева и Путина и Р.Ф! Рафис тоже сам хочет махнуть за бугор с большими грязными деньгами. Продав несколько квартир в том числе! Они миллионеры! Обратите внимание Р.Кашапов в интернете и газете Звезда Поволжья сознательно нагло ставит себя выше, чем Ф.Байрмова и А. Халима, примазывается, очковтиратель!
    Поясняю, Ф.Байрамова бывший депутат Татарстана кандидат наук писатель патриот! Жанна Дарк Татарского народа! А. Халим бывший военный, знаменитый писатель, награжденный премией «Белого орла» международной организацией! А Рафис Кашапов слизняк тунеядец не имеет трудовой книжки профессии, образования в армии не служил! Вбросил в интернет, что служили в Туркмении в танковых войсках и был командиром танкового взвода! Слепой в очках в танке! Чтобы командовать, взводом танков не менее трех-пяти надо быть офицером и не полуслепым! Глумиться Иштякабашкир над Татарами и Русскими! Считает за дурачков россиян! Примазывается к великим писателям Татарам через интернет! Кашаповы очковтиратели, подлецы даже умудряются, поздравлять себя через газету регулярно с днем ангела ни чем не брезгуют. Идут даже на подлость! С шестерками раздавали за ранее напечатанные листовки в городе чтобы звонили в Казань о признании Р Кашапова человеком года в Татарстане! Вот так!!! Теперь в интернете и газетах аферисты опубликовали три счета открытых в банках о денежной помощи! Четвертый счет в банке открыла высокорослая жена! И опубликовала через интернет и газеты! Которая на деньги спонсорские халявные посещает регулярно фитнес клубы!!! В городе знают, это не секрет! Кашаповы ШАЙТАНЫ, враги Татарского народа и России!!!
    С НОВЫМ ГОДОМ, ТАТАРСТАН !

  5. Nur:

    Президенту России
    «Звезда Поволжья», №04 (5-11.02.09)
    Ходатайство о награждении Председателя Набережночелнинского отделения Всетатарского общественного центра (НЧО ВТОЦ) Кашапова Рафиса Рафаиловича орденом Дружбы.

    Как сказал великий Аристотель, «чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать». Добрые дела Рафиса Кашапова помнят не только в Татарстане. В 1990-е годы он был успешным предпринимателем и щедро использовал свои материальные возможности для благотворительности в целях возрождения и развития культуры, образования, науки и искусства народов Татарстана, соседних областей и республик, а также для оказания гуманитарной помощи народам других регионов, нуждающимся в такой помощи в силу различных обстоятельств.

    Заслуги Рафиса Кашапова весьма впечатляющие: спонсорская помощь в целях развития родного языка, культуры, традиций, образования, науки, искусства — учителям, журналистам, писателям, артистам, художникам, ученым; кроме того, детским домам, инвалидам, татарской диаспоре в Ближнем и Дальнем Зарубежье. Пользуясь его финансовой поддержкой, изданы и распространены безвозмездно книги десятков наименований в целом миллионными тиражами. Оказана гуманитарная помощь народам России и СНГ, пострадавшим от военных конфликтов и депортации, в том числе народам Кавказа и Крыма. Проведены многочисленные акции в защиту народов Ирака, Афганистана, подвергшихся агрессии.

    В 1998 г. Рафис Кашапов был избран председателем Набережночелнинского отделения (НЧО) Всетатарского общественного центра (ВТОЦ, сокращенно ТОЦ). Под его руководством НЧО ТОЦ способствовало улучшению межнациональных и межрелигиозных отношений в городе Набережные Челны. В этом городе проживают представители более 70 национальностей, среди которых наиболее многочисленными являются татары и русские. Их традиционными вероисповеданиями являются ислам и православие. Представители всех национальностей города живут и трудятся в мире и согласии. Случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов не наблюдается. В этом есть заслуга и НЧО ТОЦ, а также его лидера Рафиса Кашапова.

    Под руководством председателя НЧО ТОЦ Рафиса Кашапова были проведены многочисленные мероприятия в защиту национальных общин города. Благодаря им был создан Дом дружбы народов «Родник». 26 августа 2000 г. состоялось его торжественное открытие. В нем под одной крышей находятся и плодотворно работают, развивая свою культуру, обычаи и традиции, художественную самодеятельность, все национальные общины города: башкирская, чувашская, марийская, удмуртская, армянская, азербайджанская, украинская, грузинская, еврейская, немецкая, корейская, лезгинская и др. Они проводят совместные праздничные мероприятия, концерты художественной самодеятельности.

    Кашапов Р.Р. родился 2 июля 1958 г. в деревне Тумутук Азнакаевского района Татарстана. В настоящее время они с женой Нурзией воспитывают 2 детей, сын Рустам учится в институте, дочь Илюза — в гимназии.
    Последовательно отстаивая права и интересы не только татарского, но и других народов, Рафис Кашапов заслужил уважение и признательность этих народов, сблизил их, укрепил их взаимопонимание, сотрудничество и дружбу.

    За все указанные заслуги президиум ВТОЦ ходатайствует о награждении его орденом Дружбы.

    Ю.Г. КАМАЛУТДИНОВ, председатель президиума ВТОЦ им. Марата Мулюкова.

    Ходатайство поддерживаем:
    1. Почетный президент «Всемирной лиги татар» Гали Акыш (Турция),
    2. Издатель журнала татар и башкир Германии «Бертуган» («Братья и сестры») Алия Тайсина (Германия),
    3. Председатель Ассоциации «Татарские учителя» Фарит Рахимов (Татарстан-Украина),
    4. Председатель партии национального возрождения Каракалпакстана «Еркин Каракалпакстан» Ерназар Коныратов (Узбекистан),
    5. Председатель клуба «Булгар» Габдрахман Залялетдинов (Татарстан, Наб. Челны), 6. Председатель курдского культурного центра «Барбанг» Али Мамуч-оглы (Казахстан),
    7. Председатель Народно-демократической партии (НДП) «Ватан» Мухаммад Миначев (Москва),
    8. Председатель «Шуры аксакалов» Габдельбари Зиннуров (Татарстан, Наб. Челны), 9. Члены партии Демократический союз Надежда Низовкина и Татьяна Стецура (Бурятия, Улан-Удэ),
    10. Председатель общества “Туган тел” Гюльджан Мясоутова (Азербайджан),
    11. Председатель совета Ульяновской просветительской общественной организации «Булгарское возрождение» Шаукат Богданов г. Ульяновск,
    12. Председатель АРОД «Черкесский конгресс», Мурат Берзегов (Адыгея),
    13. Председатель правления Общества чувашской культуры Эстонии Лидия Григорьева (Эстония),
    14. Главный редактор газеты «Комеш кынгырау» — «Серебряный колокольчик» Насима Садыкова (Татарстан, Наб. Челны),
    15. Председатель башкирского общества «Агизель» Флюза Хайруллина (Латвия),
    16. Директор татарской гимназии г. Белебея Нурмухаммет Хусаинов (Башкортостан),
    17. Мемед Джихашвили, сотрудник Гуверовского института, полевой журналист (Грузия, Батуми),
    18. Архитектор Маркиз Басыров (Татарстан, Наб. Челны).

  6. юра:

    0 Чем Молчала Шагинян?

    В октябре в одной из петербургских газет («Новый Петербургь) было опубликовано интервью с Александром Кутеневым, где прозвучала информация о внебрачных детях Александра III.
    Газета решила связаться с Александром Павловичем и уточнить у него этот вопрос.
    «НII» Александр Павлович, не Можете ли подробнее рассказать о внебрачных детях Александра III?
    А.К.: У Александра III действительно было немало внебрачных детей, поскольку он был человеком безудержным и странным. Среди детей были и исторические знаменитости. В частности, Александр Ульянов, старший брат Владимира Ильича Ленина. Дело в том, что Мария Александровна, мать Ленина, была фрейлиной при дворе Александра II. Когда Александр III был просто великим князем, у него был роман с Марией Александровной, от него она в девичестве родила сына Александра. История знает немало подобных примеров: в России к бастардам относились гуманно — давали княжеский титул, приписывали к гвардейскому полку. Известны, что Ломоносов был сыном Петра I, князь Бобринский — сыном Потемкина и Екатерины II, Разумовской — внебрачным сыном Елизаветы. Все они, как вы знаете, сделали прекрасную карьеру и никогда не чувствовали себя изгоями. Такая же участь была уготована и Александру, брату Ленина.
    Но Мария Александровна все испортила: вслед за Александром она родила еще ребенка — девочку, и к Александру III эта девочка уже никакого отношения не имела. Держать при дворе фрейлину с двумя детьми было неприлично. Чтобы замять скандал, решили передать дело охранке. Охранка нашла в Петербурге несчастного человека — гомосексуалиста Илью Ульянова. Как человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он был на крючке у охранки. Ему дали в приданое к Марии Александровне дворянский титул, хлебное место в провинции, и молодожены отправились в Симбирск.
    И вся бы эта предыстории замялась, если бы не страстный нрав Марии Александровны. Она и в Симбирске не отличалась строгим поведением, и хотя сексуальная жизнь с Ильей Николаевичем у нее сложиться никак не могла, она родила еще четырех детей неизвестно от каких отцов.
    Можете представить, каково было детям Ульяновых в гимназии. В маленьком городке все сразу становится известным, и мальчишки дразнили своих сверстников Ульяновых: припоминались и мамочка, и царь, и Илья Николаевич. В конечном счете, все эта отрицательно повлияло на Александра: он вырос очень озлобленным с желанием, во что бы то ни стало шлепнуть папочку. С этими планами он и отбыл в Петербург на учебу. Остальное все организовала охранка. Как в наше время спецслужбы организовали Народный фронт и другие демократические организации. Там в те далекие времена охранка помогла Александру Ульянову войти в народовольческую революционную организацию и принять участие в покушении на царя.
    Как только Мария Александровна узнала, что сын арестован за покушение на царя, она сразу же поехала в Петербург и явилась к Александру III. Удивительное дело: ни один источник не поражается тому, что никому не известная бедная симбирская дворянка без всяких проволочек попадает на прием к царю! (Впрочем, историки никогда не удивлялись и тому факту, что даты рождения двух первых детей Ульяновых предшествуют дате свадьбы Ильи и Марии). А Александр III принял свою старую пассию сразу, и они вместе посетили Сашу в крепости. Царь простил «цареубийцу», пообещав дать ему княжеский титул, записать в гвардию. Но Сашенька оказался с характером, он сказал все, что думает об обоих своих родителях. И пообещал им, что, как только очутится на свободе, предаст гласности всю их бесстыдную историю и обязательно швырнет бомбу в папочку! Поэтому на свободу Александра Ульянова так и не выпустили, а отправили в психушку, где он своей смертью умер в 1901 году. Историки не сходятся на способах казни, но казни никакой не было.
    Так Мария Александровна косвенно повлияла на судьбу своего старшего сына. Не очень повезло в такой семье и последующим детям. Поскольку Илья Николаевич знал, что дети не его, то он относился к ним как к потенциальным объектам своей любовной привязанности. Сашеньку как сына царя он никогда не трогал, а вот Володе досталась вся его пылкая неотцовская любовь. В юности Владимир Ильич был очень привлекателен. Как мать ни протестовала, она была бессильной отстоять сына: Илья Николаевич попрекал ее собственным поведением.
    — И что Ленин?
    — Он оставался до конца дней своих гомосексуалистом. Кстати, это известно во всем мире, только, советские люди ничего не знали и жили в благоговейном поклонении вождю пролетариата. У Антониони снят фильм о великих гомосексуалистах, и Ленину в нем отведена особая глава. Об этом написано уже несколько книг.
    Страдал Ленин или нет впоследствии от своей ориентации, мы не можем сказать, но вот в детстве это для него тоже было нелегким испытанием: он вырос озлобленным, возненавидел весь мир. В гимназии он вымещал свое зло на сверстниках, дрался, бил своих супостатов, при всем при том он, конечно, был очень талантливым человеком.
    — А откуда у вас такая ошарашивающая информация?
    — Это тоже особая и интересная история. У ее истоков стоит Мариэтта. Шагинян. В 70-х годах эта писательница писала книгу о Ленине и получила доступ к архивам. Видимо, хранители архивов сами не знали, что спрятано в бумагах за семью печатями. Когда Мариэтта Шагинян ознакомилась с бумагами, она была потрясена и написала докладную записку Леониду Ильичу Брежневу лично. Брежнев познакомил с этой информацией свой круг. Суслов три дня лежал с давлением и требовал расстрелять Шагинян за клевету. Но Брежнев поступил иначе: он вызвал Шагинян к себе и в обмен на молчание предложил ей премию за книгу о Ленине, квартиру и т.д. и т.п.
    — И Шагинян ведь действительно получила какую-то премию за книгу о Ленине?
    — Да, она получила Ленинскую премию за книгу «Четыре урока у Ленина». А записку засекретили, и она лежала в архиве Центрального комитета партии. Когда я прочел в архиве эту записку, мне захотелось увидеть и сами архивные материалы. И я запросил копии. Все именно так и было…
    От редакции. Мы отдаем себе отчет, сколь неоднозначной будет реакция читателей на эту публикацию. Но времена замалчиваний и недосказанностей миновали, надеемся, навсегда. И точна зрения историка, исследовавшего эту «острую ситуацию», имеет полное право быть услышанной.
    И вновь продолжается бой…
    («Обозреватель»)

  7. юра:

    Касимовское Царство!

    Татарское поселение в подмосковном Мещерском крае воспринимается как своего рода феномен. Однако в исторической науке он находит свое объяснение.
    В 1446 году в Москву прибыли казанские царевичи братья Касим и Якуб. Они привели с собой многотысячное войско и присягнули на верность великому князю московскому. На жительство новым московским подданным был предоставлен Звенигород.
    Якуб вскоре умер, а Касим со своей дружиной не раз выступал в походы против золотоордынских полчищ. Плечом к плечу с русской ратью храбро бились и побеждали врагов татарские воины Касима.
    Великий князь московский оценил эту службу Касима и его дружины. Она была выдвинута на аванпост Московского государства — Касиму в 1452 году был пожалован Мещерский городок, переименованный впоследствии в Касимов.
    В 1470 году великий князь московский Иван III пожаловал тогдашнему касимовскому владетелю титул «касимовского царя». Царство это не было наследственным, касимовскими царями назначались татарские царевичи, перешедшие на русскую службу. Касимовское царство просуществовало 225 лет.
    В. МАРГВЕЛАШВИЛИ.

Leave a Reply

123