|

Проба сил или поиск консенсуса

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Метки: , , , , , ,

Какая система власти сейчас установилась в Кыргызстане – после президентских выборов формально произошла смена власти, а де-факто – еще нет. Нынешний президент не имел отношения ни к новому составу правительства, ни к формированию аппарата президента, поэтому трудно вообще говорить, что в настоящее время существует цельная структура власти и единая команда.
Правительство утверждено еще при прежнем президенте, в августе 2017 г. За 7 лет после революции 2010 г. сменился уже седьмой премьер-министр, ожидать какой-то эффективности при такой текучести не приходится.
Каждый депутат хочет стать спикером, а каждый премьер – президентом, эта самостоятельность не нравится правящим группам. Омурбек Бабанов, Жанторо Сатыбалдиев, Жоомарт Оторбаев, Темир Сариев были достаточно самостоятельными фигурами, а, учитывая то, что в кадровых вопросах последнее слово всегда оставалось за президентом А. Атамбае-вым, который всегда участвовал в подборе руководителей исполнительной власти под себя, поэтому происходила такая частая смена премьеров.
За время своего президентства А. Атамбаеву удалось рассеять до-статочно маститых политиков и отдалить их от принятия решений, но та-кая концентрация власти в одних руках, как правило, ничем хорошим не кончается. Контроль над силовыми структурами оставили с благой целью за президентом, а в результате власть одного человека оказалась необъятной.
У президента формально не было особых полномочий, он ничего как бы самостоятельно не решал, поэтому и ни за что не отвечал, он только постфактум утверждал решения, принятые в правительстве или Жогорку Кенеше, но де-факто получилось, что вся власть в стране оказалась в руках одного президента. Повлияло и то, что он имел сильные позиции в Жогорку Кенеше, в лице СДПК, и в других парламентских партиях. Однако у кыргызов гибкость и преданность к какой-либо идеологии редко означает преданность до конца. И лидер партии – далеко не отец родной.
Если бы личность сама была кристально чистой, такая ситуация могла бы быть для страны, народа и государства еще приемлемой, общество бы могло выдержать такого человека. Однако в последние недели своего правления А. Атамбаев однозначно радикализировался, у него ста-ли преобладать эмоции, прошли уголовные дела против политических оп-понентов, да и в международных отношениях им были допущены ошибки, особенно с Казахстаном.
Формирование власти – парламентской, президентской – проходило при его активном участии. Не думаю, что это приведет к чему-то хорошему. Он оставил Сооронбаю Жээнбекову большой груз ответственности – и в своем лице, и в лице своей партии.
Однако С. Жээнбеков все-таки – не А. Атамбаев, он может еще про-явить себя, однако для этого необходимо время. Другой вопрос – позволит ли это прежний президент, который старается играть роль теневого президента? И насколько хватит терпения у нового президента? Как долго сможет Сапар Исаков лавировать между президентом и экс-президентом? Да и терпение депутатов тоже не бесконечное, если их будут продолжать теребить и сажать, парламент тоже может проснуться, ему сейчас уже и терять-то нечего – постоянно висит угроза роспуска.
Выборы президента легли большим финансовым бременем на партии, принявшие в них участие. Роспуск парламента будет на руку только правящей партии, которая может набрать абсолютное большинство и потеснить все остальные. Поэтому сейчас главное не перегнуть палку и не нарушить хрупкий баланс сил.
Президент С. Жээнбеков и премьер-министр С. Исаков это прекрасно понимают и сейчас, пока, начинается плавное обновление правительства и его аппарата. Так, на пост вице-премьер-министра назначен Санжар Муканбетов. Кроме того С. Исаковым было подписано распоряжение, со-гласно которому Азамат Буржуев назначен заместителем председателя Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргыз-ской Республики. Эти кандидатуры устроили всех.
А вот с назначением Кубанычбека Кулматова главой Государствен-ной таможенной службы при правительстве Кыргызской Республики по указанию экс-президента А. Атамбаева вышла «накладка». Многие обще-ственные деятели и представители коммерческих структур высказались негативно и тут же в СМИ появились публикации подрывающие авторитет премьер-министра, показывающие его, якобы, слабость.
Но за молодостью премьер-министра кроется уже созревший политик, который может и спросить за допущенные в работе просчеты. Премьер-министр С. Исаков ответственно подошел к наказанию чиновников, не оправдавших его ожидания. Он подписал распоряжение, согласно кото-рому несколько крупных фигур, в числе которых оказались министр экономики Артем Новиков и председатель ГТС при правительстве КР Кубанычбек Кулматов, получили выговор, а заместитель министра экономики Баккельди Тюменбаев и заместитель председателя ГТС при правительстве КР Замирбек Ниязалиев – строгий выговор.
Кому-то повезло еще меньше: за «ненадлежащее исполнение обя-занностей» при работе над договором о Таможенном кодексе ЕАЭС уволили пятерых сотрудников аппарата правительства, в том числе заместителя руководителя аппарата Санжара Уметалиева. Также он больше не представляет Кыргызстан в ЕАЭС. Решения С. Исакова находится под пристальным вниманием С. Жээнбекова, но это отнюдь они не предполагает конфронтацию с ним. Выговоры и увольнения стали неизбежным шагом на пути укрепления позиции президентской власти.
С. Исаков обезопасил собственное положение. Каким бы професси-оналом он ни был, насколько он соответствует ожиданиям президента, мы не знаем. Поэтому расклад простой: С. Исаков не ждет, пока за ним придут, он без напоминания наводит порядок в аппарате правительства.
Он подписал распоряжение, согласно которому Татту Мамбеталиева назначена советником премьер-министра на общественных началах. Т. Мамбеталиева является директором ОФ «Гражданская инициатива интернет-политики».
Наблюдатели между тем заметили конфликт между президентом и премьер-министром при назначении кадров, по их мнению, это заметно стало после вступления президента в должность.
Между избранным президентом и правительством возникнет конфликт. У президента, как и прежде, остаются силовые структуры, это ГКНБ КР и Генпрокуратура КР. Власть в Кыргызстане принадлежит тому, в чьих руках эти структуры. Но хотя президентство перешло С. Жээнбекову, там сидят люди А. Атамбаева. Такие моменты могут привести к конфликту между С. Жээнбековым и правительством.
Однако впервые за столь короткий срок между президентом и премьер-министром произошли разногласия по поводу кандидатуры министра внутренних дел. На должность министра внутренних дел президент и премьер-министр готовят каждый своего человека. Президент – заместителя министра МВД КР Суйунбека Омурзакова, а премьер-министр — начальника Бишкекского ГУВД МВД КР Сталбека Рахманова.
В принципе, президент не должен вмешиваться в кадровую политику Министерства внутренних дел. В Конституции четко указано, что президент назначает руководителей и заместителей руководителей органов, отвечающих за оборону и безопасность. Поэтому, по Конституции, назначение министра внутренних дел не входит в прерогативу президента, его должен предложить глава правительства.
На одной из конференций премьер-министр С. Исаков сказал, что для взаимодействия с партнерами различных ветвей государственной власти должен существовать консенсус, и он рассматривает С. Жээнбекова как старшего брата и не пойдёт на конфликт. Он отметил, что президент прозорливый, мудрый и опытный человек, никогда не перегибает.
Так существует ли конфликт между президентом или премьер — министром, или это пожелания отдельных злопыхателей, пытающихся расшатать взаимоотношения между двумя ветвями власти? Время покажет…

В. Синько
Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123