|

Жээнбеков: отсчет пошел!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1,00 out of 7)
Загрузка...

Метки:

24 ноября 2017 г. прошла инаугурация президента Сооронбая Жээнбекова. Церемония вступления на пост избранного президента поставила точку в управлении государством Алмазбека Атамбаевым. Начался новый отсчет в жизни народа и государства. Будет ли разделен период президентства С. Жээнбекова на какие-то периоды или нет, по результатам которых можно будет судить об эффективности его правления? 100 дней или год? Посмотрим…

У С. Жээнбекова с этого момента нет права на медленное вхождение в должность. С ситуацией в стране он знаком лучше, чем кто – либо другой. Народ ждет от него решительных действий по всем направлениям внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Просчеты, допущенные в период правления А. Атамбаева, не должны повторятся. Негоже вновь избранному президенту наступать на грабли своего предшественника. Поэтому оглядываться на него или действовать по его указке будет предательством перед теми, кто за него голосовал.

В этой связи хочется вспомнить слова спикера Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина, который прокомментировал работу А. Атамбаева на посту президента Кыргызстана так: «А что касается самого А. Атамбаева, то всем очевидно, что за годы своего президентства он не смог добиться ни одного результата ни в экономике, ни в политике. А уходя, еще и продемонстрировал полное отсутствие политической, да и внутренней культуры».

В СМИ также появились резкие нападки на тех, кто пытается высказать свою точку зрения на счет «положительных» результатов А. Атамбаева за период его президентства. Хотя можно не согласиться, что не может такого быть, чтобы ничего хорошего не было. Может вывод американской военной базы «Манас», вступление в ЕАЭС, проведение первых и последующих Всемирных игр кочевников, прошедших в г. Чолпон-Ате?

«Правда, история с отказом от $100 млн., предоставляемых Казахстаном под конкретное целевое назначение, а именно на организацию технической помощи для интеграции в ЕАЭС, вызвала недоумение у многих граждан не только Кыргызстана. Этими деньгами, выделяемыми в рамках общей стратегии союза на модернизацию фитосанитарного и таможенного контроля, А. Атамбаев и его команда «пытались просто залатать дыры в бюджете, но когда поняли, что это не получится, устроили весь этот цирк», — написал казахстанский политолог Ерлан Карин.

Правда, в экономике назвать положительные результаты мне не так – то просто. В правительстве часто любят играть со статистикой, как посмотришь, так и думаешь, а не испортилось ли у меня зрение и не снится ли все это мне?

Обратимся опять к политологу Е. Карину, который на своей странице в социальной сети Facebook так прокомментировал ситуацию в экономике республики:

«Так, в экономической политике А. Атамбаев не смог добиться улучшения ситуации, лишь усугубив и без того непростое положение страны. Дефицит государственного бюджета по итогам 2016 г. составил 20 млрд. сомов. Для Кыргызстана это самый рекордный показатель за последние 25 лет! По сравнению с 2011 г., годом начала президентства А. Атамбаева, дефицит госбюджета вырос более чем на 50 процентов! При этом внутренние источники покрытия дефицита составляли 6,5 млрд. сомов, а внешние — 19 млрд. Он при покрытии дефицита использовал внешние источники (около 75 процентов), увеличив размер госдолга. Он составляет 62 процента по отношению к ВВП! Тоже рекордный показатель за 25 лет».

В пересчете на душу населения получается, что в среднем каждый кыргызстанец задолжал более $ 600 долларов государству.

Конечно, кто-то может сказать, что это предвзятая точка зрения, которая зиждется на ссоре двух президентов. Но давайте правде смотреть в глаза.

В середине 2016 г. по данным из СМИ республики государственный внешний долг Кыргызстана вырос и составил 3,64 млрд. долл., или 60,3% ВВП. Действующее законодательство запрещает превышать отметку в 60%. Однако, как мы видим, объем долга вырос. Сократить внешний долг А. Атамбаеву не удалось.

Однако в оценках экспертов, как российских, так и западных, превалирует пессимизм. МВФ, например, отмечает, что в 2016 г. темпы роста кыргызской экономики замедлились до 3%. «Ожидается, что неблагоприятные внешние условия сохранятся в 2017 г. Это приведет к дальнейшему замедлению роста, увеличению дефицитов внешних операций и бюджета и снижению темпов роста кредита в экономике», – считают представители фонда.

В Кыргызстане в течение 2011-2016 гг. уровень безработицы измерялся 7,5 %, а состояние рынка труда в значительной мере определяется ситуацией в промышленности. В Кыргызстане промышленное производство на протяжении большей части периода 2012-2016 гг. снижалось (в 2012, 2014-15 гг.), в отдельные годы – это снижение измерялось двузначными величинами. В Кыргызстане объем промышленного производства в 2016 г. составил только $ 3 млрд. долл.

Еще один важный макроэкономический показатель, характеризующий восстребованность продукции на внешних рынках и конкурентоспособность страны – баланс текущего счета. У Кыргызстана этот показатель в течение 2013-2016 гг. складывался отрицательным, что означает дефицитность внешней торговли и других внешнеэкономических операций. Сальдо торгового баланса Кыргызстана хронически отрицательное и составляло в 2012-16 гг. от $ 2,5 до $ 4 млрд. долл. (около половины ВВП).

Другой важнейший аспект внешнеэкономической деятельности – прямые иностранные инвестиции, также характеризующие привлекательность экономики для внешнего мира. В 2012-16 гг. ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан составлял от $ 0,6 до $ 1,6 млрд. долл.

Конечно на дворе 2017 г., но поверьте мне на слово, изменений в лучшую сторону в экономике не произошло. Чего только стоит денонсация соглашения по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС с «РусГидро» и компанией Liglass Trading CZ.

Подпортил и без того не самый привлекательный инвестиционный климат Кыргызстана очередной конфликт вокруг золотоносного рудника «Кумтор», которое является бюджетообразующим для государства. А сейчас и на инвесторов, осуществляющих разработку второго по запасам золота месторождения «Джеруй», оказывается давление. При этом очевидно, что очередная смена разработчика недр «Джеруя», связанная с возможным уходом российского инвестора, не только отодвинет на неопределенное время сроки реализации столь масштабного бюджетообразующего проекта, но и грозит крайне негативными репутационными рисками.

Хочется отметить, что запутанные и длительные споры вокруг крупных компаний, коррумпированность и неэффективность всех ветвей власти ведут Кыргызскую Республику к планомерному итогу – количество проигранных исков растет, инвестиционная привлекательность остается низкой, возможности для маневра постепенно сужаются. Условия получения заемных средств будут усложняться, а проценты расти. С молотка могут пойти стратегические предприятия. Просроченная задолженность предприятий реального сектора по кредитам банков возросла в 5 раз. Количество убыточных банков увеличилось в 4 раза.

Но самое главное, что растут объемы теневой экономики. Согласно только официальной статистике, доля скрытой, теневой экономики составляет более 20% от ВВП. По данным различных международных структур, цифры еще более масштабнее – около 40% ВВП.

Как не странно, но в стране нарастает религиозный радикализм. Надо сказать, что изначально ислам — религия мира. Вопрос же радикализации масштабный, и решить его самостоятельно ни одна страна не сможет. Ведь радикальные настроения обусловлены целым комплексом проблем, это негативными явлениями глобализации, социально-экономическими проблемами государства, отсутствием идеологии. А отсутствие в кыргызском обществе морали, идеологии приводит к искривлению понимания духовных ценностей, к появлению радикальных религиозных течений.

Но основная проблема — это, конечно, безработица среди молодежи. Она и приводит к радикализации. Молодежь должна быть востребована. Следовательно, надо создавать рабочие места. Самое главное, молодежи надо дать надежду на лучшее будущее.

Вот и замкнулся круг. С. Жээнбекову необходимо в первую очередь повернуться лицом к экономике страны. То, что досталось ему сегодня от своего предшественника незавидное наследие, тащит Кыргызстан в пропасть разрухи и хаоса.

Решить все эти проблемы в одиночку не под силу ни кому, нужна профессиональная, не коррумпированная, дееспособная команда.

Успехов вам, Сооронбай Жээнбеков!

Валерий Синько

Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Leave a Reply

123